Моральне лідерство

Лідерство — це не прояв влади над іншими, але здатність дати їм можливість проявити себе. Стаття Александра Гаварда, нумерарія Opus Dei, в одному з українських ділових видань (мовою оригіналу)

Понятие лидерства соотносится с нашим пониманием его как смеси амбиций, харизмы, хитрости, ноу-хау, доступа к деньгам и умения быть в нужное время в нужном месте лишь на первый взгляд. Действительно, это таланты и качества, которые лидеры могут использовать, но ни одно из них не отражает сути лидерства.

Лидерство — это характер. Мы укрепляем свой характер посредством настойчивого воспитания в себе этических или человеческих добродетелей — здоровых нравственных привычек. В результате характер начинает воздействовать на наш темперамент, который вследствие этого перестает доминировать в нашей личности.

Добродетели — это динамические силы. Об этом свидетельствует латинское слово virtus (добродетель), первичное значение которого «сила» или «энергия». Каждая из них, если в ней упражняются регулярно, постепенно увеличивает способность человека к действию: благора зумие помогает принимать верные решения; мужество — держаться выбранного курса и не поддаваться различным давлениям; справедливость — воздавать каждому должное и входить в сердце каждого человека. Смирение позволяет преодолевать эгоизм и служить другим и т. д.

Лидерство как служение

Лидерство заключается в чем-то большем, чем просто искусство мыслить глобально. Лидер всегда является слугой людей в своем профессиональном, семейном и социальном окружении.

Блестящие примеры великодушия и смирения в корпоративной жизни — Дарвин Э. Смит. Дарвин Смит стоял у истоков замечательного преображения компании Kimberly-Clark. Когда он принял на себя руководство компанией, одного из основных производителей бумаги, фирма находилась в тяжелом положении: ее акции упали на 40% по сравнению с предыдущим 20-летним периодом. Основной бизнес — производство мелованной бумаги — приносил ничтожную прибыль.

Если Kimberly-Clark находилась в плохой финансовой форме, то состояние здоровья Смита было просто ужасным. За два месяца до того, как его назначили исполнительным директором, Смиту поставили диагноз: рак носа и горла. Тем не менее он сохранил график работы, еженедельно курсируя между штаб-квартирой фирмы в Висконсине и курсом химиотерапии в Хьюстоне. «Смит принес эту неукротимую решимость, — пишет Джим Коллинз, — преобразить фирму Kimberly-Clark, особенно, когда принял самое драматическое решение в истории компании — продать заводы». Уолл-стрит не преминула выразить свое недоверие — акции Kimberly-Clark продолжали падать. Журналисты хором предсказывали скорое банкротство фирмы, но Смит остался непоколебим. Он продолжал реализовать свое новое видение, преобразуя умирающего гиганта в ведущую мировую компанию по производству потребительской бумажной продукции. В конечном итоге фирма стала приносить прибыль более чем в четыре раза превышающую среднюю рыночную, далеко превосходя таких конкурентов, как Scott PAPER и Procter & Gamble.

Уже будучи в отставке, Смит, размышляя о своих достижениях, замечал: «Я никогда не переставал стремиться повысить свою профессиональную компетентность». Это красноречивое замечание все же не дает должного представления о выдающихся лидерских качествах, которые он проявил, формулируя смелое стратегическое видение и претворяя его в жизнь. Способность повернуться спиной к столетней истории корпорации и рискнуть всем ради полной трансформации бизнеса требует таланта провидца и качеств подлинного лидерства.

Лидерство как миссионерство

Лидеры формулируют миссию, которая объединяет людей, определяет культуру организации и направлена на положительные человеческие ценности.

Менеджмент на основе поставленных целей заключается в следующем: он сосредотачивает все внимание на том, чего компания стремится достичь, а не на том, почему она к этому стремится. Если вы не знаете ответа на вопрос «почему?», вам будет нелегко завоевать искреннюю приверженность людей. «Самая большая польза менеджмента на основе миссии состоит в том, как организация, включая миссию в систему управления, помогает менеджерам становиться подлинными лидерами; другими словами, она помогает им пробуждать чувство миссии у своих подчиненных», — говорит Пабло Кардона, профессор менеджмента в бизнес-школе IESE (Испания).

Лидерство как рост

Лидеры всегда стараются расти, совершенствоваться и заботиться о том, чтобы то же делали окружающие их люди.

Лидеры устанавливают высокие стандарты деятельности и ожидают, что другие последуют за ними. Они достигают результата не путем грубого администрирования, а путем поощрения активной работы. Это и есть вовлеченность. Понятие «вовлеченность» означает, что лидеры привлекают, а не подталкивают, учат, а не приказывают, вдохновляют, а не распекают. Таким образом, лидерство — это не столько проявление власти над другими, сколько способность дать другим возможность проявить себя.

Джим Коллинз в течение пяти лет исследовал лидерские качества исполнительных директоров, которые вывели свои фирмы в число мировых гигантов. Он обнаружил, что смирение со стороны лидеров жизненно важно, чтобы сделать скачок вперед, и определил два типа лидеров, по-разному смотрящих на эту необходимую добродетель. Лидеры первого типа не намерены подчинять свое эго нуждам общего блага. По словам Коллинза, «для этих людей работа всегда и прежде всего направлена на то, что они получают для себя лично, — славу, состояние, лесть окружающих, власть, что угодно, — но не на то, что они созидают, творят и во что вносят свой вклад». Лидеры второго типа видят в своей роли возможность служить другим и достичь общего блага.

&.СТРАТЕГИИ №11, 2009